Образование детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)  и инвалидностью в МБ ДОУ № 8

Уважаемые родители!

      Предлагаем вашему вниманию  информацию об организации в нашем детском саду процесса обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья.

Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» определяет обучающихся с ограниченными возможностями здоровья как физических лиц, имеющих недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтверждённые заключением психолого-медико-педагогической комиссии и препятствующие получению образования без создания специальных условий. Получение заключения ПМПК – важнейший этап в подтверждении статуса ребёнка с ОВЗ.

Дети с ОВЗ — это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания, то есть это дети в возрасте до 18 лет, не признанные в установленном порядке детьми-инвалидами, но имеющие временные или постоянные отклонения в физическом или психическом развитии и нуждающиеся в создании специальных условий для обучения и воспитания. Дети с ограниченными возможностями здоровья – это определенная группа, требующая особого внимания и подхода к воспитанию.

Получение детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами  образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах деятельности.

В нашем детском саду функционируют группы компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи от 4 до 7 лет.

Содержание образования организовывается  в соответствии с Адаптированной основной образовательной программой дошкольного образования для детей от 4 до 7 лет, имеющих тяжелые нарушения речи, с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей, обеспечивая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию. Ребенок-инвалид получает образование в соответствии с АОП для детей с ЗПР и ИПРА.

Коррекционная помощь воспитанникам с ОВЗ оказывается следующими специалистами: педагогом-психологом, учителями-логопедами, воспитателями, музыкальными руководителями, инструктором по физической культуре.

В МБ ДОУ № 8 функционирует психолого-педагогический консилиум,  который осуществляет деятельность в соответствии с Уставом ДОУ и положением, утвержденным руководителем.

Обеспечение доступа в здания образовательной организации инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья

Имеется пандус при входе в здание  в рабочем состоянии.       

 

Имеется кнопка вызова (звонок) для инвалидов и соответствующий знак.

№ п/п Показатели условий организации обучения и воспитания обучающихся с ОВЗ Условия организации обучения и воспитания обучающихся с ОВЗ
1. Наличие обучающихся с ОВЗ/

инвалидов

В 2020 – 2021 уч. году в МБ ДОУ №8  – 60 воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, имеющие тяжелые нарушения речи /

1 ребенок инвалид

2. Использование специальных учебных пособий и дидактических материалов В ДОУ используются специальные учебные пособия и дидактические материалы по коррекции речевого развития воспитанников.
3. Использование специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования В ДОУ нет  обучающихся с ОВЗ, которым необходимы специальные технические средства обучения коллективного и индивидуального пользования.
4. Предоставление специальных технических средств обучения индивидуального пользования в постоянное пользование В ДОУ нет  обучающихся с ОВЗ, которым необходимы специальные технические средства обучения индивидуального пользования в постоянное пользование.
5 Проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий     Групповые и индивидуальные коррекционные занятия с детьми с ТНР ежедневно проводятся учителями – логопедами, педагогом-психологом  в соответствии с АООП МБ ДОУ № 8 и индивидуальными маршрутами развития.

С ребенком-инвалидом индивидуальные коррекционные занятия проводятся в соответствии с АОП для детей с ЗПР и ИПРА.

6. Обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, для обучающихся с ОВЗ. В ДОУ нет  обучающихся с ОВЗ, которым требуются специально созданные условия для доступа в здание.
7 Оказание психологической и другой консультативной помощи обучающимся с ОВЗ. Исходя из индивидуальных потребностей обучающихся с ОВЗ (тяжелое нарушение речи) ребенка- инвалида и оказывается индивидуальное сопровождение воспитанников и родителей, консультирование родителей.
8. Предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь. В ДОУ нет обучающихся с ОВЗ, которые нуждаются в услугах ассистента (помощника), оказывающего необходимую техническую помощь.
Наличие оборудованных учебных кабинетов, объектов для проведения практических занятий, библиотек, объектов спорта, средств обучения и воспитания, в том числе приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья

Сведения об оборудованных   учебных кабинетах

Групповые комнаты Оборудованы групповые комнаты, включающие игровую, познавательную, обеденную зоны. Используются по прямому назначению для осуществления повседневной воспитательно-образовательной работы с детьми. При создании предметно-развивающей среды воспитатели учитывают возрастные, индивидуальные особенности воспитанников, в том числе и детей с инвалидностью и ОВЗ. Группы постепенно пополняются современным игровым оборудованием, современными информационными стендами, оснащены телевизорами, интерактивными досками.
Музыкальный зал В нем проводятся музыкальные занятия, культурно-массовые мероприятия, праздники и утренники. Оснащен музыкальными инструментами, дидактическими материалами, играми, аудио-пособиями, учебно-методической литературой. Имеется телевизор, интерактивная доска, аудиосистема, фортепиано, музыкальный центр.
Кабинеты специалистов:       

 

 

*  Педагога-психолога

 

*  Учителя-логопеда

В этих кабинетах проводятся подгрупповые и индивидуальные коррекционно-развивающие занятия с воспитанниками, в том числе с детьми с инвалидностью и ОВЗ, консультирование родителей и воспитателей.       

Оснащены телевизором, компьютером, ноутбуком, интерактивной доской, методическим материалом, игровым оборудованием, необходимым инструментарием для индивидуальных занятий, дидактическими пособиями.

Сенсорная комната Это комната-доктор, которая используется как одно из средств коррекционно-развивающей работы, способствует укреплению психического и физического здоровья. В ней проводятся индивидуальные и подгрупповые занятия с детьми от трёх до семи (восьми) лет. Сенсорная комната оснащена современным оборудованием.
ИЗО студия Изостудия оснащена ноутбуком, телевизором, столами, достаточным количеством посадочных мест, есть магнитная доска, мольберты, мебельная стенка для хранения материала.
Спортивный зал Здесь проводятся физкультурные занятия, соревнования и оздоровительные мероприятия.
Спортивная площадка На спортивной площадке резиновое безопасное покрытие, а также имеется оборудование: футбольные ворота, баскетбольные кольца, сетка для волейбола, оборудована яма для прыжков, размечена беговая дорожка. Оборудована также площадка для спортивных игр (городки, кольцебросы, стрельба из лука и др.). Летом устанавливается каркасный бассейн с водной горкой
Условия питания обучающихся, в том числе инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
Медицинский кабинет     Включает в себя приемную, изолятор. Здесь медицинский персонал оказывает медицинские услуги заболевшим детям.
Оздоровительно-профилактический комплекс  Медицинский кабинет, спортивные уголки в группах; прогулочные игровые площадки.
Сведения о библиотеках мини библиотеки в групповых ячейках ДОУ
      

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Доступ к информационным системам и информационно-коммуникативным сетям

 

Доступ к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям, в том числе приспособленным для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья      

 

 

 

 

 

 

Информационная база МБДОУ оснащена: электронной почтой; выходом в Интернет; разработан и действует сайт МБДОУ.

Доступ в Интернет имеют администрация и сотрудники ДОУ;

доступ воспитанников в Интернет не осуществляется

Ноутбук — 7 шт.  Компьютер — 5 шт.МФУ — 1 шт.    

 

Принтер — 4 шт.

Ксерокс — 3 шт.

Интерактивная панель — 1 шт.

Интерактивная доска — 5 шт.

Мультимедийный проектор -5 шт.

Телевизор — 8 шт.

Музыкальный центр — 4 шт.

магнитола  — 2шт.

Фотоаппарат — 1 шт.

 

 Специально оборудованные учебные кабинеты

 Объекты для проведения практических занятий, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья

 Библиотеки, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья

 Объекты спорта, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья

— Средства обучения и воспитания, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья

— Специальные условия питания

— Специальные условия охраны здоровья

Электронные образовательные ресурсы, к которым обеспечивается доступ инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Электронные образовательные ресурсы доступны для педагогов и родителей

  • Информационно-методические материалы для родителей и специалистов

Нормативно-правовая база по образованию детей с ОВЗ и детей-инвалидов

Федеральный уровень

  • Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/
  • Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013г. № 1155) https://minobr.donland.ru/documents/34244/
  • Приказ Минобрнауки России Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам — образовательным программам дошкольного образования(от 30.08.2013 г. № 1014)  https://minobr.donland.ru/documents/34243/
  • Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10 июля 2015 г. № 26); https://base.garant.ru/71164864/
  • Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 31.07.2015 № 528н «Об утверждении Порядка разработки и реализации индивидуальной программы реабилитации или абилитации инвалида, индивидуальной программы реабилитации или абилитации ребенка-инвалида, выдаваемых федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, и их форм» http://base.garant.ru/71169212/
  • Письмо Министерство образования и науки Российской Федерации «О коррекционном и инклюзивном образовании детей» от 7 июня 2013 года № ИР-535/07
  • Государственная программа «Доступная среда» на 2011-2020 годы http://docs.cntd.ru/document/420319730
  • Приказ Минобрнауки России от 09.11.2015 N 1309 «Об утверждении Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи» http://docs.cntd.ru/document/420320115
  • Письмо Минобрнауки РФ от 12.02.2016 № ВК-270/07 «Об обеспечении условий доступности для инвалидов объектов и услуг в сфере образования» http://docs.cntd.ru/document/420347723
  • Примерные адаптированные основные общеобразовательные программы дошкольного образования, одобренные решением федерального учебно- методического объединения по общему образованию от 22.12.2015 протокол №4/15(сайт fgosreestr.ru)
  • Распоряжение Министерства просвещения РФ от 9 сентября 2019 г. N Р-93 «Об утверждении примерного Положения о психолого-педагогическом консилиуме образовательной организации» https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/72641204/

Региональный уровень

  • Постановление Правительства Ростовской области от 25.09.2013 № 585 «Об утверждении государственной программы Ростовской области «Доступная среда» http://docs.cntd.ru/document/439060881
  • Постановление Правительства Ростовской области от 15.06.2017 № 438 «О внесении изменений к Постановлению от 25.09.2013 № 585» http://docs.cntd.ru/document/450240762
  • Постановление Правительства Ростовской области от 11.11.2015 № 71 «Об утверждении плана мероприятий («дорожной карты») «Повышение значений показателей доступности для инвалидов объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и предоставляемых услуг в установленных сферах деятельности на 2016-2020 годы» http://docs.cntd.ru/document/430656386
  • Постановление «Об утверждении Порядка регламентации и оформления отношений государственной и муниципальной образовательной организации Ростовской области и родителей (законных представителей) обучающихся, нуждающихся в длительном лечении, в том числе детей-инвалидов, в части организации обучения по основным общеобразовательным программам на дому или в медицинских организациях» https://minobr.donland.ru/documents/active/34258/

Локальные акты дошкольного учреждения

С нормативно-методической документацией можно ознакомиться также на официальном сайте Министерства образования Ростовской области в разделе  «Дошкольное образование детей с ОВЗ и инвалидностью» — https://minobr.donland.ru/activity/9346/

Анализ создания психолого-педагогических условий в МБ ДОУ № 8