Казачьи игры

Содержание:

  1. КАЗАКИ-РАЗБОЙНИКИ
  2. БОРЮЩАЯСЯ ЦЕПЬ
  3. САЛКИ
  4. КОМАНДНЫЕ САЛКИ
  5. ОТБИВАЛЫ
  6. ЖМУРКИ
  7. ГОРЕЛКИ
  8. ЦЕПИ-ЦЕПИ
  9. РУЧЕЁК
  10. ПРЯТКИ
  11. ТИШЕ ЕДЕШЬ, ДАЛЬШЕ БУДЕШЬ
  12. ИГРА В ШАПКУ
  13. ВОЛКИ ВО РВУ
  14. ЗАРЯ
  15. ИГОЛКА, НИТКА, УЗЕЛОК
  16. ЛАПТА
  17. ЛОВИШКА В КРУГУ
  18. СНЕЖИНКИ, ВЕТЕР, МОРОЗ
  19. ЛЯПКА
  20. КУВШИНЧИК
  21. КАЗАКИ
  22. ГРЫБАКИ
  23. КАШИ
  24. В ТРИ БАБКИ
  25. ДЗИГА
  26. КРЕМУШКИ
  27. ЦУРКА
  28. ЗОСКА
  29. ЗЕМЛЕРЕЗ
  30. ЧЕХАРДА
  31. НАГАЙКА И КНУТ
  32. УВОРОТКИ
  33. НОЖИЧКИ
  34. ПРЫГАЛКИ
  35. ЗНАМЯ
  36. КОНЯШКИ
  37. РЕПКА
  38. ТОПОЛЕК
  39. КОННИКИ
  40. ЗАВИВАЙСЯ, ПЛЕТНЬ
  41. КАЛАЧИ
  42. ПЕТУШОК
  43. ПОДАРОЧЕК
  44. ДУНЯ
  45. ПЛЕТНЬ
  46. У ВАСИЛКИ, У КАЗАЧЕНЬКА
  47. С КУБАНКОЙ
  48. ДОРОГА
  49. ПЕТУШОК 2
  50. ГЫЛКЫ
  51. ЯРОЧКИ
  52. КОЛОДЕЗИ
  53. ЧИЖИК
  54. СТОРОЖЕВЫЕ
  55. КАЗАК И ВОРОБЕЙ
  56. ПОДСОЛНУХИ
  57. УТКА И СЕЛЕЗЕНЬ
  58. БРЫЛЬ
  59. БОЯРЕ
  60. ЗОЛОТЫЕ ВОРОТА
  61. КОЛЕЧКО

В начало
 

 

 

 

КАЗАКИ-РАЗБОЙНИКИ

По жребию играющие делятся на две команды: первая — команда казаков,

вторая — команда разбойников. Затем договариваются, в каких пределах

можно будет прятаться и убегать.

Разбойники разбегаются, чтобы спрятаться. Казаки же сначала выбирают

место для заключения (темницу), куда они будут приводить отловленных

разбойников.

Место для заключения может быть любое приметное место: угол двора,

дерево и др.

С одной стороны, темница должна быть достаточной для того, чтобы в ней

могли поместиться пойманные разбойники; с другой она не должна быть

слишком большой, потому что тогда ее трудно будет охранять казаку

сторожу.

Границы темницы обозначают камнями или палками.

И вот казаки идут искать разбойников. Последних нужно не просто найти и

увидеть, но догнать и запятнать.

Отловленного разбойника казак отводит за руку или за рукав в темницу,

причем пленный не имеет права вырываться. Но если казак почему-то разжал

руку, то разбойник может убежать.

Со временем число разбойников в темнице увеличивается. Их охраняет

казак-сторож.

Между тем разбойники могут выручать своих товарищей. Любой разбойник,

увидевший, что казак ведет его товарища, вправе подбежать и запятнать

казака. В этом случае тот отпускает пленного, и оба разбойника снова бегут

прятаться.

Однако ловкий и расторопный казак может первым запятнать разбойника,

подоспевшего на выручку, и тогда он поведет в темницу сразу двух пленных.

Вызволять товарищей разбойники могут и из темницы. Для этого им нужно

ухитриться запятнать пленного, находящегося под охраной казака-сторожа.

Переловить разбойников — задача очень непростая, и порой ребята играют в

эту игру несколько часов.

В начало
 

 

 

 
БОРЮЩАЯСЯ ЦЕПЬ

Две команды становятся лицом друг к другу на линиях, расстояние между

которыми составляет примерно 10 шагов, и затем сходятся, на средней черте

так, чтобы соперники чередовались.

Все берутся под руки.

В образовавшейся цепи члены команд смотрят в противоположные стороны.

По условному сигналу каждая команда старается оттеснить соперников за их

исходную линию.

Участники, допустившие разрыв цепи, выбывают из игры.

В начало
 

 

 

 
САЛКИ

Выбирают водящего или салку, чаще всего «при помощи считалки.

Например, такой:

Кто ретивый

Долгогривый

Скачет полем,

Скачет нивой.

Это конь, это конь

Конь ретивый

Долгогривый

Кто коня

Того поймает,

С нами в салочки

Играет.

Все остальные участники игры разбегаются. Салке: требуется: догнать коголибо

из играющих и осалить, запятнать его, т. е. хлопнуть ладонью по спине,

руке и т. д.

После этого водящим становится осаленный. Подняв руку, он говорит: «Я —

салка!». Пятнать предыдущего салку новому не разрешается.

Игру можно усложнить.

Скажем, нельзя пятнать того, кто успеет замереть в какой-нибудь позе,

например, припадет к земле, опираясь на ладони и носки вытянутых ног!

Или, например, можно спастись в «доме» — специально очерченном круге.

Кроме того, пятнать можно не рукой, а мячом.

В начало
 

 

 

 

КОМАНДНЫЕ САЛКИ

 Все играющие разбиваются на три равные по численности команды.

 По жребию или по считалке выбирается команда, которая водит. Они

становятся в центре будущего круга. Остальные игроки двух других команд

образуют круг, становясь лицом к центру, к игрокам первой команды,

вытягивая правые руки ладонями кверху, но согнутые в локтях.

 Игроки водящей команды ходят внутри круга, и каждый держит за

спиной левую руку с раскрытой и обращенной наружу ладонью. Рука должна

быть согнутой в локте и на уровне на талии.

 Водящие имеют право салить игроков двух других команд, стараясь

ударить их по ладоням вытянутых рук, только правой рукой.

 Те, в свою очередь, тоже стараются салить водящих, ударяя их по

ладоням рук, которые они держат за спинами, но не сходя со своих мест.

 Водящие от осаливания могут уклоняться только поворотами корпуса.

Каждый осаленный с той или иной команды выходит из игры до следующего

кона.

 Те, в свою очередь, могут, не сходя со своих мест, салить водящих, но

только по ладоням рук, которые они держат за спинами. Водящие от

осаливания уклоняются только поворотами корпуса. Каждый осаленный

выходит из игры до следующего кона.

 Если водящим удается осалить половину игроков, стоящих в кругу, то

они выигрывают игру и становятся в общий круг, а осаленные идут внутрь

круга водить.

 Если же удается осалить половину водящих, то выигрывают команды,

стоящие по кругу.

В этом случае игра начинается снова, все ранее осаленные встают на свои

места, а внутри круга начинает водить прежняя команда в полном составе.

В начало
 

 

 

 

 ОТБИВАЛЫ

Выбирают водящего.

Вокруг него чертят круги диаметром 1-1,5 м (сколько играющих, столько и

кругов).

Водящий держит в руке теннисный мяч; в руках у игроков, стоящих в центре

каждого круга, — палки.

Задача любого игрока — отбивать мяч, брошенный водящим.

Если мяч попадает в играющего, то он идет водить.

Если же игроку удается отбить мяч, то водящий бежит к тому месту, где упал

мяч, и уже оттуда старается попасть в кого-либо из играющих.

В начало
 

 

 

 

ЖМУРКИ

Жмурки — детская игра, в которой один из участников с завязанными

глазами ловит других.

Для игры потребуется платок, чтобы завязать глаза игроку (жмурке),

который будет всех ловить. Далее его крутят несколько раз вокруг своей оси,

чтобы он немного потерял ориентацию в пространстве.

Он должен поймать кого-нибудь из игроков и опознать.

Если он правильно опознал игрока, то они меняются местами.

Если жмурка близко подходит к каким-либо выступающим предметам, то

игроки должны крикнуть «Огонь!», но нельзя так делать, чтобы отвлечь

жмурку от игрока.

Ещѐ как вариант жмурок можно играть в пятнашки, только без платка.

В начало
 

 

 

 
ГОРЕЛКИ

Выбирают водящего. Затем участники распределяются парами и должны

взяться за руки. Они становятся впереди водящего «столбцом», т. е.

выстраиваются в колонну в затылок друг другу.

Начинают играть по команде водящего, например:

«Раз, два, три — беги!»;

«Рыба, галка, хлеб, мочало… Сзади пара — побежала!» и т. д.

Можно произнести любые приговорки, например, замечательную

приговорку, придуманную для горелок С. Маршаком:

«Косой, ты косой,

Не ходи ты босой,

А ходи ты обутый,

Лапочки ты закутай.

Если будешь ты обут,

Волки зайца не найдут,

Не найдет тебя медведь,

Выходи, тебе гореть!»

Итак, как только водящий дал команду «Выходи …», последняя пара бежит

вперед, разъединяя руки (один участник обегает колонну слева, а другой

справа).

Задача пары — встать впереди колонны и вновь взяться за руки.

Водящий пытается помешать этому, и если ему удается засалить (поймать)

одного из игроков, он становится вместе с пойманным во главе колонны.

Игрок, оставшийся без пары, идет водить.

Если же водящему не посчастливится засалить кого-либо из бегущих и они

сумеют стать первой парой, то он продолжает водить.

В начало
 

 

 

 

ЦЕПИ-ЦЕПИ

Понадобится просторная площадка и много желающих. Чем больше игроков,

тем лучше, но не меньше шести человек.

Все игроки делятся на две команды поровну. Команды становятся друг

напротив друга в шеренги и берутся за руки, образовав «крепкие цепи».

Игроки одной из команд кричат: «Цепи – цепи, разбейте нас!» или, еще

вариант: «Цепи кованы, раскуйте нас!». Вторая команда спрашивает: «Кого

из нас?»

Противоположная команда, посоветовавшись, называет имя игрока, который

будет «разбивать» (обычно выбирают самого слабого). Этот человек бежит

со всей силы и пытается разорвать сцепившиеся руки противников (опять же,

выбирает «самое слабое звено»). Если ему удалось разорвать цепь, то он

забирает одного из двух игроков, между которыми прорвался и возвращается

с добычей в свою команду. Если не удалось расцепить руки, неудачливый

игрок остается у противника.

Игра «Цепи – цепи» продолжается до тех пор, пока в одной из команд не

останется один игрок.

В начало
 

 

 

 
РУЧЕЁК

Это очень простая игра. Скорее, даже, не игра, а развлечение. Она учит детей

преодолевать стеснение, помогает выявить симпатии. В нее можно играть и

самым маленьким деткам и подросткам (подойдет для детского лагеря или

школьной перемены, детского сада). Желательно собрать больше участников

(нечетное количество). Игроки разбиваются по парам и, взявшись за руки,

образуют «живой коридор — ручеек». Оставшийся без пары игрок проходит

внутри коридора, выбирая себе пару. Обычно, по правилам, мальчик

выбирает девочку, а девочка – мальчика. Новая пара, пройдя через коридор,

становится впереди, а оставшийся без пары игрок снова ищет пару.

Игра продолжается, пока не надоест.

В начало
 

 

 

 

ПРЯТКИ

Особенно интересно играть вечером, когда темнеет и можно спрятаться

даже за углом в тени.

 Выбирается водящий – тот, кто будет искать. Если желающих нет, то

проблему решает считалочка. Нужно определить место (столб, дерево,

скамейка, угол дома), где водящий будет «застукивать» найденных игроков.

 Водящий становится возле выбранного поста, закрывает глаза и

считает до 20 (50, 30, как договорятся). Потом громко говорит: «Раз, два, три,

четыре, пять, я иду искать. Кто не спрятался, я не виноват!». И ищет

спрятавшихся. Когда находит, громко называет имя (например, Маша) и

бежит к посту, дотрагивается рукой и объявляет: «Стук, стук, Маша!». Но

Маша, тоже, пытается добежать до поста раньше водящего, и «застукать»

себя. Водящий старается недалеко отходить от поста. Потому что, близко

спрятавшиеся игроки, могут выскочить из своего укрытия и «застукать» себя.

Игра продолжается, пока все не найдены. Проигравшим, обычно, становится

тот, кого «застукали» первым. Он и становится новым водящим.

В начало
 

 

 

 
ТИШЕ ЕДЕШЬ, ДАЛЬШЕ БУДЕШЬ

На земле очерчиваются мелом 2 полосы на расстоянии примерно 20 метров.

Все игроки становятся с одной стороны, водящий – с другой стороны, и

поворачивается ко всем спиной. Водящий произносит: «Тише едешь-дальше

будешь. Стоп.»

Фразу можно произносить как угодно — намеренно затягивая слова, всѐ

предложение, или например начинать медленно и затем резко и быстро

заканчивать ее — в общем, привносить элемент неожиданности в игру.

В это время все игроки пытаются как можно дальше пробежать-пройти к

финишу, на слове «стоп» замирают. После слова «стоп» водящий

оборачивается. Если он увидел движение какого-то игрока (кто не успел

замереть, или остановиться из-за скорости разгона) — тот выбывает из игры

Побеждает тот, кто первым доберется до финиша и дотронется до водящего –

он занимает его место, и игра начинается сначала.

В начало
 

 

 

 

ИГРА В ШАПКУ

Цель игры: развитие ловкости, внимания.

На площадке играющие садятся на землю, образуя круг, в центре стоит один

из игроков. Сидящие по кругу игроки бросают один другому шапку.

Стоящий в кругу должен поймать шапку в тот момент, когда она переле¬тает

от одного игрока к другому, или попытаться вырвать ее из рук игроков.

Правила игры:

Шапку перебрасывают, не соблюдая порядка, взад и вперед;

Если стоящему в кругу не удается поймать шапку, то он садится в кругу, а

тот игрок, у кого была отнята шапка или который вовремя не поймал шапку,

остается стоять в кругу.

Вариант игры: на ровной площадке один из играющих («болван»)

Шапку перебрасывают, не соблюдая порядка, взад и вперед;

Если стоящему в кругу удается поймать шапку, то он садится в кругу. А тот

игрок, у которого была отнята шапка или который вовремя не поймал шапку,

остается стоять в кругу.

Вариант игры: на ровной игровой площадке один из играющих («болван»)

садится на землю и ставит на своей голове шапку верхом вниз. Остальные

играющие друг за другом перепрыгивают через сидящего, и кто первый

свалит шапку, тот садится на место «болвана».

В начало
 

 

 

 
ВОЛКИ ВО РВУ

По правилам игры на площадке рисуется коридор (ров) шириной 1 метр. Ров

можно начертить зигзагообразный, где уже, где шире.

Во рву располагаются водящие — волки двое или трое игроков. Все остальные

играющие — зайцы — стараются перепрыгнуть через ров и не оказаться

пойманными. Если до зайца дотронулись, он выбывает из игры или

становится волком.

Волки могут поймать зайцев, только находясь во рву. Зайцы ров не

перебегают, а перепрыгивают. Если нога зайца коснулась территории рва, это

значит, что он провалился в ров и в этом случае также выбывает из игры.

В начало
 

 

 

 
ЗАРЯ

Дети встают в круг, руки держат за спиной, а один из играющих — Заря.

Она ходит сзади с лентой и говорит:

Заря–зарница, красная девица,

По полю ходила, ключи обронила,

Ключи золотые, ленты голубые,

Кольца обвитые — за водой пошла!

С последними словами «Заря» осторожно кладѐт ленту на плечо одному из

играющих. Тот, заметив это, быстро берѐт ленту, и они оба бегут в разные

стороны по кругу. Кто останется без места, становится Зарей.

Правила игры. Игроки не поворачиваются, пока водящий выбирает, кому

положить на плечо ленту. Бегущие не должны пересекать круг.

В начало
 

 

 

 
ИГОЛКА, НИТКА, УЗЕЛОК

О единстве идеи, пути еѐ осуществления.

Ход игры: Игроки становятся в круг и берутся за руки. Считалкой выбирают

«Иголку», «Нитку» и «Узелок».

Герои друг за другом то забегают в круг, то выбегают из него. Если же

«Нитка» или «Узелок» оторвались (отстали или неправильно выбежали,

вбежали в круг), то эта группа считается проигравшей. Выбираются другие

герои.

Выигрывает та тройка, в которой дети двигались быстро, ловко, не отставая

друг от друга.

Правила игры. «Иголку», «Нитку», «Узелок» надо впускать и выпускать из

круга, не задерживая, и сразу же закрывать круг.

В начало
 

 

 

 

ЛАПТА

Вариант 1. Для игры нужны небольшой резиновый мяч и лапта — круглая

палка, длиной 60 см, ручка толщиной 3 см, ширина основания 5–10 см. На

площадке проводят две линии на расстоянии 20 м. С одной стороны

площадки находится город, а с другой — кон. Участники игры делятся на две

равные группы. По жребию игроки одной группы идут в город, а другая

группа водит. Горожане начинают игру. Метала лаптой забивает мяч, бежит

через площадку за линию кона и снова возвращается в город. Водилы ловят

отбитый мяч и стараются запятнать бегуна. Они могут перебрасывать мяч

друг другу, чтобы попасть в него на более близком расстоянии. Если игрокам

поля удается запятнать бегуна, они переходят в город. В ином случае игроки

остаются на местах. Игра продолжается, мяч забивает второй игрок. По

очереди все игроки бьющей партии выступают в роли метал. Но не всегда

игрокам удается сразу вернуться в город. В этом случае они ждут, что их

выручат. Выручить может только тот, кто далеко отобьѐт мяч. Случается и

так, что тот, кто ударил по мячу, не смог сразу перебежать за линию кона. Он

ждѐт, когда мяч забьѐт следующий игрок, — тогда за линию кона бегут два

игрока. Может создаться более трудное положение, когда все игроки бьющей

команды, кроме одного, находятся за линией кона, тогда игроку, который

еще не бил, разрешают ударить трижды. Если он промахнется, то игроки

города уступают свое место водящим.

Правила игры. Подавалы не должны переступать черту города. Тому, кто не

может забить мяч лаптой, разрешается его бросать в поле рукой. Партия

города переходит в поле, если все игроки пробили мяч, но никто не

перебежал за линию кона.

В начало
 

 

 

 

ЛОВИШКА В КРУГУ

Игра развивает чувство меры, умение жить в почитании и согласии с

требованиями общества ,не переступать запретную черту даже в

экстремальных ситуациях, хранить устремление к реализации цели.

Подобная игра, входя в подсознание, как алгоритм поведения, поможет

человеку и в дальнейшем, не выходя из круга своих возможностей и заслуг,

регулировать свои действия, соотносить их безболезненно для самолюбия с

действиями окружающих.

Ход игры: На площадке чертят большой круг — от 3 м и более, в

зависимости от количества играющих.

В середине круга кладут палку, еѐ длина должна быть значительно меньше

диаметра круга. Участники игры стоят в кругу,один из них — «Ловишка». Он

бегает за детьми в кругу и старается кого–то поймать. Пойманный игрок

становится «Ловишкой».

Правила игры. Никто не встаѐт на палку ногами: «Ловишка» еѐ оббегает,

игроки могут перепрыгивать.

Пойманному игроку не вырываться из рук «Ловишки».

В начало
 

 

 

 

СНЕЖИНКИ, ВЕТЕР, МОРОЗ

Ход игры: Игроки — «снежинки» встают парами лицом друг к другу и

хлопают в ладоши, приговаривая:

Ой, летят, летят снежинки,

Словно белые пушинки

На дороги, на поля.

Стала белой вся Земля.

На каждое слово делают хлопок то в свои ладоши, то в ладоши с товарищем.

Далее приговаривают: «Дзинь, дзинь», пока не услышат сигнал «Ветер!»

«Снежинки» разлетаются в стороны и сбегаются в большую «снежинку» из

несколько кружков. На сигнал «Мороз!» все выстраиваются в общий круг и

берутся за руки.

Правила игры. Менять движения можно только по сигналу «Ветер!» или

«Мороз!».

В игру можно включать разные движения: подскоки, легкий или быстрый

бег, кружение парами и т.д.

В начало
 

 

 

 
ЛЯПКА

Игра развивает стремление приблизиться к цели, дотронуться в игре к своей

симпатии, проявить ловкость, быстроту реакции. В общем азарте она

растворяет обидчивость недотрог, застенчивость робких.

Ход игры: Один из игроков — водящий или «Ляпка». «Ляпка» бегает за

игроками и старается кого–то осалить.

Осалив, приговаривает: «На тебе ляпку! Отдай еѐ другому!» Новый «Ляпка»

догоняет игроков, чтоб передать ляпку.

Правила игры. «Ляпка» не преследует одного игрока. Все игроки следят за

сменой «ляпок».

В начало
 

 

 

 

КУВШИНЧИК

Ход игры: Избранный водящий берѐт мяч — «кувшинчик», и, ударяя им о

Землю, поѐт:

Я кувшинчик уронила и о пол его разбила.

Раз, два, три, раз, два, три, его, Ванечка, лови!

Сразу же по окончании песни водящий сильно ударяет мяч о Землю, а

участник, имя которого было названо в песне, ловит его.

Поймавший мяч отходит в сторону, все остальные, подняв руки и образовав

над головой «круг–колесо», поют:

Мы знаем все подряд, что ребята говорят:

Оля, Коля, дуб зеленый, ландыш белый, зайка серый, брось!

Игрок с мячом поѐт:

Я знаю всѐ подряд, что ребята говорят:

Дуб зелѐный, ландыш, мак, я бросаю мяч — вот так!

И бросает мяч кому–нибудь в «круг–колесо» из рук над головой. В кого

попал, тот водит.

В начало
 

 

 

 

КАЗАКИ

Цель игры: развитие внимания, ловкости.

Играющие мальчики выбирают себе начальника, который приказывает им

строиться в шеренгу, поворачиваться, скакать в карьер, схватывать на бегу

какой-нибудь приз, перепрыгивать через барьер или ров. Играющие

попадают в цель камешками.

Правила игры: наиболее отличившиеся в игре и выполнении приказаний

получают от начальника чины и знаки отличия.

В начало
 

 

 

 

ГРЫБАКИ

Цель игры: развитие скоростной выносливости.

Играющие дети берутся руками попарно и становятся пара за парой.

Выбираются «грыбаки» — пара, которая становится впереди всех на

небольшом от них расстоянии. Сначала бежит первая пара игроков, мимо

«грыбаков». Бегущие должны бежать в одиночку, не держась за руки.

«Грыбаки» ловят и бегут вместе с ними, взявшись за руки.

Правила игры:

Если один из бегущих будет пойман «грыбаками», не успев подать руку

товарищу, то он и его товарищ становятся «грыбаками», а «грыбаки»

становятся позади все пар;

если «грыбаки» не поймали ни одного из бегущих, то становятся на прежнее

место и бежит следующая пара, а та, что бежала, становится позади

последней.

В начало
 

 

 

 

КАШИ

Цель игры: развитие ловкости, силовой выносливости.

На игровой площадке дети становятся в кружок и один из них, бросая мяч о

землю, говорит: «Дети, каши!» Мяч подскакивает, а играющие пытаются его

поймать. Тот, кто поймал мяч, садится верхом на того игрока, который

вместе с ним протянул руку к мячу, и снова бьет мяч о землю, остальные

игроки стараются его поймать.

В начало
 

 

 

 

В ТРИ БАБКИ

Перед началом игры игроки конаются, т. е. берется палка, один игрок

обхватывает ее рукой у нижнего конца, другой берется выше его руки и т. д.

Последний игрок, взявшийся за конец палки, называется «верх», а другой

«низ». «Верхи» бьют, а «низы» идут в поле.

Для этой игры в землю втыкаются три палочки (бабки): первая бабка, от

которой бьют «битой» мяч, вторая втыкается недалеко от первой, несколько

в стороне, а третья — шагов на 30—40 от первой. Играющие бьют по

очереди. Бить можно только один раз. Ударивший мяч отходит ко второй

бабке, куда идут и другие. Если мяч залетел далеко, стоящие у второй бабки

перебегают к третьей, а если можно, то бегут и назад. Если же нет

возможности бежать назад, то ожидают там удобной минуты, чтобы

помчаться к первой бабке. Стоящие в поле стараются ударить мячом когонибудь

из бегущих. Если это им удается, они все бросаются к первой или ко

второй бабке, смотря по тому, куда бежать ближе и удобнее. Побежденные в

это время стараются в свою очередь ударить мячом кого-либо из

противников, и если им это удается и они вовремя убегут к бабкам, то

продолжают бить, а если нет, идут в поле, а низы начинают игру. Иногда

взаимное выбивание повторяется несколько раз.

Правила игры:

Выбивать можно только тогда, когда играющие находятся между второй и

третьей бабками; забежав за ту или иную бабку, играющий вполне защищены

от удара;

Кроме удара противника, стоящие в поле получают право бить мяч еще и

тогда, когда кто-нибудь из них поймает мяч на лету.

В начало
 

 

 

 

ДЗИГА

Одной из самых любимых была игра пастухов – Дзига.

Пока овцы или кони мирно паслись или отдыхали, мальчишки на хорошо

утрамбованном месте играли в дзигу. Специально изготовленную игрушку,

похожую на шпульку из ниток и на волчок, подхватывали кнутами.

Условия игры были самыми разными: стараясь не уронить, гнали дзигу по

маршруту или гоняли ее наперегонки…

Особенно ловкие мальчишки ухитрялись выделывать потрясающие номера с

кубарем, подбрасывая его в воздух и попадая им в цель за много метров.

Бывали командные соревнования, бывали бои – когда сшибали дзиги

противников.

Эта игра развивала глазомер, выносливость, ловкость, обучала пастушьему

владению кнутом и боевому умению обращаться с нагайкой.

В начало
 

 

 

 

КРЕМУШКИ

Взять штук 5-7 обычно небольших плоских камешков.

Игра заключается в жонглировании камушками. Приемов игры много.

Можно подбрасывать и ловить эти камешки и по одному, и по два, и больше.

Перебрасывать камешки с одной руки в другую. Подбрасывать камешки и

ловить их тыльной стороной ладони. Игра развивает ловкость рук, глазомер.

В начало
 

 

 

 

ЦУРКА

 Игроки берут две палки: длинную и короткую. Длинной палкой

ударять по короткой из разного ее положения. Короткая палка может

находиться над ямкой, в вытянутой руке на уровне плеча или над головой.

Короткую палку нужно было послать длинной палкой в определенную точку

или за черту, проведенную на земле. Это игра на дальность и меткость

попадания. Она развивает глазомер, меткость и силу рук.

В начало
 

 

 

 

ЗОСКА

К кусочку овечьей или заячьей шкурки пришить круглую металлическую

(свинцовую) пластинку. Получается игрушка, которую называли зоска. Ее

нужно подбрасывать внутренней стороной стопы, при этом стараясь не

уронить. Выбивать зоску, стоя на одной ноге, или двигаясь вперед, назад или

в сторону на одной ноге. Побеждает тот, кто большее количество раз

подбросит зоску ногой, не уронив ее на землю. Побежденные отдают свои

зоски победителю. Игра в зоску требует большой сноровки, выносливости,

ловкости.

В начало
 

 

 

 

ЗЕМЛЕРЕЗ

 Играют два мальчика. У каждого равные участки земли. Поочередно

они бросают ножичек в землю противника. Если нож вошел в землю,

отрезают соответствующий участок себе, и так до тех пор, пока не будет вся

земля забрана. Если нож в землю не войдет, ход игры переходит к другому

мальчику.

В начало
 

 

 

 

ЧЕХАРДА

1) с опорой на спину (для малых детишек) –

— обычны общепринятый вариант, но постепенно те, через кого прыгают,

становятся, всѐ выше и всѐ ближе (первоначально 3-5 шагов) друг к другу;

2) без опоры на спину (для более старших детишек) –

— один подсаживается (спиной к прыгающему), другой перепрыгивает с

разбега, но момент подсаживания надо выбрать самому как можно ближе к

прыгающему.

3) перескоки то справа, то слева

— «перескок» — это движение схожее с фигурой «голуб» из танца Казачок

(когда тело вращается горизонтально в пространстве), но с опорой о спину

товарищей; участники игры, через которых прыгают, становятся поочерѐдно

головой вправо, головой влево и т.д.

4) перескок с проскоком

— стоят двое в наклоне головами друг к другу, казачѐнок сначала

перескакивает через них, а затем пороскакивает под ними и т.д. и всѐ

направлено по кругу;

5) перескок с проскоком (массовый вариант)

— то же, но не через одну пару проход, а через несколько – через одну

перескочили, под другой проскочили и;

4) переворот с опорой на спину товарища – с разбегу опора на спину,

переброс ног с отталкиванием руками, выход на ноги;

5) перекат спиной через согнувшегося

— один казачонок стоит боком пригнувшись так, чтобы спина была примерно

параллельна земле, второй с разбегу перекатывается через первого (спина к

спине) перебрасывает ноги и приземляется на них;

в Казачьке подобная фигура называется «тынок»;

6) инерционный проброс друг друга – парами кто дальше и резче пробросит;

выполняется фигура «голуб».

В начало
 

 

 

 

НАГАЙКА И КНУТ

1) нагайкой на скорости крутиться «волчком» (вертикальное вращение

вокруг своей оси) и сбивать 3-4 стоящих или подброшенных клубка

(шерстяные клубки);

2) с кнутом – почти тоже самое, но труднее с выбором дистанции;

3) проход под нагайкой («карусель» с нагайкой) –

— один казачонок стоит с нагайкой и вращает еѐ по-восьмѐрке, остальные

должны выбрать момент и пройти как можно ближе к нему, не задев нагайки;

поначалу скорость вращения небольшая,

усложнение достигается – увеличением скорости вращения, сменой

направления вращения (когда диагонали вращения идут сверху вниз, пройти

под нагайкой легче, когда снизу вверх – труднее) и наличием закладки в

шлепке нагайки.

В начало
 

 

 

 

УВОРОТКИ

— у стены, плетня или на открытом месте несколько казачат обкидывают

одного клубками в разных вариациях бросков, а тот должен уворачиваться.

Иногда казачонка привязывали (за пояс) верѐвкой к плетню так, чтобы

свобода его движений ограничивалась шагом вправо и шагом влево.

В начало
 

 

 

 
НОЖИЧКИ

1) игра на деление земли – маленькими или перочинными ножами (одни

дети);

2) метание ножей в землю вдаль до 5 метров (со взрослыми).

Метание в цель – для более взрослых (выводили принцип на ощущение

пространства, сейчас же в основном останавливаются на ощущении ножа в

руке).

В начало
 

 

 

 

ПРЫГАЛКИ

— через одну (двое вращают верѐвку, один прыгает);

— через две – вращение в одну сторону (четверо (по двое) вращают верѐвку,

один прыгает), расстояние между держащими разные верѐвки примерно 1,5

метра;

— через две – вращения в разные стороны (четверо (по двое) вращают верѐвку,

один прыгает) расстояние между держащими разные верѐвки примерно 1,5

В начало
 

 

 

 

ЗНАМЯ

На пригорке возводилось потешное укрепление из брѐвен и веток, а зимой из

снега (городок).

Женщины и девушки, защитницы городка, находились внутри «крепости».

Парни, разделившись на ―всадников‖ и ―коней‖, начинали приступ. Их

задачей было разрушить укрепления и, пробившись сквозь строй защитниц,

захватить знамя. При этом необходимо было усидеть на ―коне‖. Если

―всадник‖ падал с ―коня‖ или же его стаскивали, то он больше участия в игре

не принимал.

Задача женщин – не дать захватить знамя. Для этого ими использовались

средства весьма внушительные: обмотанные шкурами палки, набитые

соломой мешки, а зимой ещѐ и снежки.

Игра продолжалась до тех пор, пока мужчины не захватят городок, или не

откажутся от этой затеи.

В начало
 

 

 

 

КОНЯШКИ

Игроки разделялись на два ―войска‖. Каждое ―войско‖, в свою очередь,

состояло из ―всадников‖ и ―коней‖.

Всадниками обычно выступали девушки, забиравшиеся на спины парней.

Задача игроков была проста – вывести из равновесия другую пару.

Выигрывала пара дольше всех устоявшая на ногах.

В начало
 

 

 

 
РЕПКА

Изображающий репку (его выбирают с помощью считалки) крепко держится

за неподвижный предмет: дерево, пенек, столб. Остальные обхватывают друг

друга за талию. Один из игроков старается «выдернуть репку». Если это

удается, все играющие теряют равновесие и падают на землю, только самые

ловкие могут удержаться на ногах. Если ряд оборвался, а репку не вытащили,

все смеются: «Не поели репки».

В начало
 

 

 

 

ТОПОЛЕК

В центре площадки в кругу диаметром 2 метра стоит ведущий «тополь»,

вокруг него «пушинки» на любом расстоянии.

Ведущий произносит слова:

На Кубань пришла весна,

Распушила тополя.

Тополиный пух кружится

Но на землю не ложится

Дуйте ветры с кручи,

Сильные, могучие.

С последними словами «налетает» ветер, он «уносит», ловит «пушинок».

Пойманные пушинки становятся ветрами.

В начало
 

 

 

 

КОННИКИ

Верхом на палках, наперегонки «конники» устремляются от «старта» к

«плетню». По пути преодолевают «водное препятствие» — перепрыгнуть и не

замочить ноги. Затем, используя палку в качестве шеста, достают из «озера»

шапку-кубанку, победит тот, кто успешно достигнет цели («плетень»).

В начало
 

 

 

 
ЗАВИВАЙСЯ, ПЛЕТЕНЬ

Две команды игроков: зайцы и плетень.

Заяц, заяц не войдет в наш зеленый огород.

Плетень заплетайся, плетень заплетайся,

Зайцы лезут, спасайся!

«зайцы» бегут на «плетень» и пытаются пробраться в огород. Кто не смог

попасть в огород выходит из игры. «Не попал в огород, иди в лес, погрызи

осинки».

В начало
 

 

 

 

КАЛАЧИ

Дети встают в круг, в центре круга лежит «калач» (муляж). За «кустом»

сидит грач (ребенок). Грачей может быть 2-3. грачи выбираются с помощью

считалки.

Бей качи, качи, качи!

Глянь, баранки-калачи.

С пылу с жару из печи —

Все румяны, горячи.

Налетели тут грачи,

Похватали калачи.

Нам остались бараночки,

Ой!

На слова игры дети идут хороводом, показывают на калачи, имитируют

движения. На слова «налетели тут грачи» прилетают «грачи», хватают

калачи. Дети в удивлении на слова «Ой!» хватаются руками за голову.

В начало
 

 

 

 

ПЕТУШОК

Ведущий выбирает казака, остальные дети образуют круг, в котором

назначается «петушок». Казак должен угадать по голосу, кто был

«петушком».

Утром кто чертей гоняет

Песни звонкие спивает

Спать мешает казаку

И кричит …(кукареку)

В начало
 

 

 

 
ПОДАРОЧЕК

В походы боевые казаки ходили и своим подруженькам гостинцы приносили.

Ведущий кладет бусы, платочки, ленточки в центр на пенек, выходят

мальчики. Звучит музыка, любой народный наигрыш. Казаки боковым

галопом двигаются вокруг пенька, девочки хлопают. По окончании, кто

успеет взять подарок, дарит девочке и с ней танцует. Игра повторяется 2-3

раза.

В начало
 

 

 

 
ДУНЯ

С помощью считалки выбирается Дуня и пастух.

Воспитатель: Ди, ди-ли, ди, ди-ли.

А вы Дуню видели?

Дети: Заглянули в огород,

Лебеду там Дуня рвет!

Дети делают круг, в круг выходит девочка Дуня. Дети идут, поют на любую

мелодию: В огороде, во саду

Берет Дуня лебеду,

Она рвет и берет,

Во передничек кладет, приговаривает:

Дуня: Ой, ду-дуду-дуду-ду

Потерял пастух дуду,

А я дудочку нашла,

Пастуху отдала.

Выходит мальчик-Пастух, Дуня отдает ему дудочку, он берет ее под руку.

Пусти меня, пастушок, в чисто поле погулять.

Я тебе, пастушку, много ягод принесу.

Пастушок: Я ягод не хочу, тебя в поле не пущу.

Дуня: Пусти меня, пастушок, в зелен сад погулять.

Я тебе, пастушку, много яблок принесу.

Пастушок: Я яблок не хочу, тебя в сад не пущу.

Дети поднимают сцепленные руки и делают «воротики» — Дуня убегает, а

Пастух ее ловит.

В начало
 

 

 

 

ПЛЕТЕНЬ

Дети разделены на две команды, стоят с противоположных сторон шеренгой,

руки сцеплены «плетень». 1-ая часть. Поочередно двигаются навстречу друг

другу, приветствуют.

Мы плели ( первая команда поднимает руки и опускает)
Плели плетень (вторая команда поднимает руки и опускает)
Любовались (первая команда поднимает руки и опускает)
Целый день ( вторая команда поднимает руки и опускает)
Расплетались ( обе команды расцепляют руки, поворачиваются направо и кладут руки впереди стоящему игроку)
Очень долго ( обе команды поворачиваются в левую сторону и кладут руки на плечи впереди стоящему игроку)
Только никакого толка ( на этих словах команды опять должны быстро стать шеренгой, «сплести» руки и поднять их вверх. Кто быстрее.)

 2-ая часть. Врассыпную двигаются по залу. По

окончании должны быстро построить каждый свой «плетень».

В начало
 

 

 

 

У ВАСИЛКИ, У КАЗАЧЕНЬКА

Дети идут хороводом, «казак» в кругу. Дети показывают движения,

соответствующие тексту игры. По окончании слов «казак» танцует, а

остальные дети повторяют за ним движения «казак» выбирает лучшего

танцора.

У Василки, у казаченька

Жили в сарайчике

Семь сыновей – все без бровей,

С такими ушами

С такими носами

С такой головой

С такой бородой

Ничего не ели

Ничего не пили

Целый день сидели

На него глядели.

В начало
 

 

 

 
С КУБАНКОЙ

Все сидят по кругу, кубанки надеты через одного. Под музыку быстро снять с

себя и надеть соседу. Музыка остановилась – игра прекратилась. Выигрывает

тот, у кого на голове нет кубанки.

Варианты игры «Сними кубанку», «Одень кубанку».

 

 

В начало
 

 

 

 

ДОРОГА

(говорят вместе)

– По дороге ты беги,

Красно яблочко сорви.

Площадка делится на две равные части. Берутся две веревки одинаковой

длины. Каждая веревка выкладывается произвольно на одной из половинок

площадки. Получается лабиринт. Два конца веревки соединяются в середине

площадки у черты. Это крыльцо, на крыльце девочки, которым принесут

яблоки. Играющие делятся на две команды с одинаковым числом

участников. Начинает игру первая пара, представители от двух команд. Они

встают у крыльца и по сигналу начинают бег, каждый вдоль своей веревки до

конца дороги. Добежавший первым срывает с дерева яблоко (бутафория),

относит своей девочке.

В начало
 

 

 

 

ПЕТУШОК

Дети стоят в хороводе. Петух ходит по кругу, участники игры произносят

слова.

Трух, трух, трух, трух.

Ходит по двору петух.

Сам со шпорами,

Хвост узорами.

Под окном стоит,

На весь двор кричит.

Кто услышит, тот бежит.

(петух кричит: «Кукареку!» Дети разбегаются)

В начало
 

 

 

 

ГЫЛКЫ

Ударом «гылкы» (биты) нужно суметь ударить подброшенный кверху мячик

(кожаный, резиновый) высоко и далеко, чтобы дать своей команде максимум

времени, за которое она должна добежать до «городка» на поле

соперника и успеть вернуться обратно (получив право на очередной удар).

Соперники стараются поймать летящий мяч до того, как он упадет на землю

(если это удается – команды меняются местами, кто бил, идет «в поле» и

наоборот).

Если мяч упадет надо быстро его подхватить и попасть в одного из

перебегающих игроков подавшей мяч команды.

Если игрок не попал «гылкой» по мячу – удар можно повторить до трех раз.

В начало
 

 

 

 

ЯРОЧКИ

На заранее выровненной площадке игроки стараются закатить 3 – 5 мячиков

с определенного расстояния в лунки, расположенные в самом замысловатом

порядке. Побеждает тот, у кого больше попадет мячей в лунки.

В начало
 

 

 

 

КОЛОДЕЗИ

На прочную дощечку, уложенную в глубокую ямку («колодезь»), кладут мяч.

Верхний конец дощечки выступает наклонно над поверхностью площадки.

По нему бьют битой – и мяч должен взлететь вверх. Его ловят игроки,

стоящие «в поле», приобретая право на очередной удар.

В начало
 

 

 

 

ЧИЖИК

На земле рисуется квадрат размером метр на метр. В центре квадрата

устанавливается дощечка, а на нее сверху кладется щепка («чижик»).

Водящий ударяет по «чижику» битой, если «чижик» задел кого-либо из

игроков, то он выбывает из игры. Водящий имеет право на три удара. После

этого его сменяет другой игрок, который выбирается жеребьевкой.

В начало
 

 

 

 

СТОРОЖЕВЫЕ

На поляне выкапывают круглую яму – центральную лунку, а вокруг нее, на

расстоянии 5 -6 метров от центральной лунки маленькие ямки-лунки. В игре

принимают участие 8-10 человек «сторожевые» и один «нападающий».

«Сторожевые» с палками в руках выстраиваются по кругу возле каждой

лунки. Нападающий находится за кругом с палкой и резиновым мячом. Его

задача загнать мяч в центральную лунку. Задача сторожевых этот мяч не

пропустить.

Дается 3-5 попыток. При последней попытке нападающий может занять

любую свободную лунку, опустив в нее свою палку. Тот, чья лунка занята,

становится нападающим.

В начало
 

 

 

 

КАЗАК И ВОРОБЕЙ

Из детей с помощью считалки выбирается Казак и Воробей. Остальные дети

образуют круг-плетень. На середину круга кладут орехи, яблоки, груши,

сливы и т.д. – это «огород». В стороне от круга чертят кружок – это «гнездо»

Воробья. Хоровод движется по кругу, припевая (или приговаривая):

Воробей маленький,

Серенький, удаленький,

По двору шныряет,

Крошки собирает,

В огороде ночует,

Ягоды ворует.

Воробей забегает в круг, берет орех и старается унести его в свое «гнездо».

Казак сторожит Воробья за кругом и может ловить его только там, на пути

воробья к «гнезду». Если Воробью удается положить свою «добычу» из

«огорода» в «гнездо», он снова играет. Если Казак поймал Воробья, то

Воробей меняется ролью с одним из участников игры.

В конце игры победитель определяется так: подсчитывают, какой Воробей

принес больше всех орехов в «гнездо».

В начало
 

 

 

 

ПОДСОЛНУХИ

Игроки-подсолнухи стоят в несколько рядов. Один — земледелец, он стоит в

стороне и запоминает, кто где находится. По команде «Солнце!» земледелец

уходит, подсолнухи меняются местами. Потом звучит считалка, к ее

окончанию земледелец должен показать, кто как стоял. Считает ведущий:

Солнце светит, дождь идет,

Семечко растет, растет,

К солнцу тянется росток,

Тонкий, тонкий стебелек,

Небосвод весь обегая,

Солнце светит, не моргая.

Земледелец, не зевай,

Перемены отгадай!

В начало
 

 

 

 

УТКА И СЕЛЕЗЕНЬ

В то время, как селезень ловит утку, играющие водят хоровод и поют:

Селезень ловил утку.

Молодой ловил серую,

Поди, утица домой!

Поди, серая домой!

У тебя семеро детей,

Дети малые пищат!

Есть хотят!

Дети открывают ворота, утка может забегать в «дом». Селезень ловит утку

только за кругом.

В начало
 

 

 

 

БРЫЛЬ

Считалкой выбирается ведущий. В руках у ведущего соломенная шляпа

(брыль). Игроки находятся в кругу. Ведущий идет за кругом, по команде

ведущего: «Солнце», игроки закрывают глаза. Ведущий одевает на голову

одному из игроков шляпу. После слов ведущего «Тень», игроки открывают

глаза и пытаются осалить игрока в шляпе. Игрок, у которого на голове шляпа

должен успеть выскочить в круг.

В начало
 

 

 

 

БОЯРЕ

Разделившись на две команды, участники игры поочередно приближаются

друг к другу равномерным шагом в такт приговорки. Одна группа задает

вопрос, другая отвечает.

— Бояре, мы к вам в гости пришли,

Дорогие, мы к вам в гости пришли.

— Бояре, а зачем пришли?

Дорогие, а зачем пришли?

— Бояре, нам невеста нужна,

Дорогие, нам невеста нужна,

— Бояре, а какая вам нужна,

Дорогие, а какая вам нужна?

— Бояре, нам вот эта нужна,

Дорогие, нам вот эта нужна.

— Бояре, у ней зубки болят,

Дорогие, у ней зубки болят.

— Бояре, а мы пряничком ее,

Дорогие, а мы пряничком ее.

— Бояре, она прянички не ест,

Дорогие, она прянички не ест.

— Бояре, а мы плеточкой ее,

Дорогие, а мы плеточкой ее.

— Бояре, она плеточки боится,

Дорогие, она плеточки боится.

— Бояре, отворяйте ворота,

Отдавайте нам невесту навсегда!

При словах «нам вот эта нужна» выбранный игрок поворачивается спиной к

команде соперников и в таком положении ходит до конца «переговоров». По

окончании «переговоров» бежит, стараясь прорваться через сцепленные руки

игроков другой команды. Если ему не удается прорвать цепь, он остается у

соперников, а если удается, возвращается в свою команду и уводит с собой

«пленника». Побеждают те, кому удается перевести к себе всех игроков.

В начало
 

 

 

 

ЗОЛОТЫЕ ВОРОТА

Играющие выбирают двух ведущих. Они сговариваются, какие возьмут себе

названия: один называет себя «серебряное блюдечко», другой — «наливное

яблочко». После этого они берутся за руки и поднимают их вверх, образуя

«золотые ворота». Остальные участники игры выстраиваются один за другим

и гуськом проходят под игровой припев в ворота:

Золотые ворота,

Проходите, господа!

В первый раз прощается,

Второй раз запрещается,

А на третий раз

Не пропустим вас!

На последнем слове игрового припева ведущие опускают руки и закрывают

ворота, задерживая одного из игроков. Он просит: «Зо¬лотые ворота,

пропустите вы меня!» Ему отвечают: «Мы всех про¬пускаем, а тебя

оставляем! Что выбираешь — серебряное блюдечко или наливное яблочко?»

Задержанный игрок выбирает и переходит на ту или другую сторону, он

встаѐт за спину ведущего и поднимает руки. То же происходит и с другими

участниками. Так играющие делятся на две команды. После этого они

меряются силой — берут длинную верѐвку и перетягивают еѐ.

В начало
 

 

 

 

КОЛЕЧКО

Вариант 1.

По считалке выбирается ведущий. Он берет в руки «кольцо» — камушек,

что-нибудь. Все остальные участники садятся на лавку, складывают ладошки

лодочкой и кладут на колени. Ведущий обходит детей и каждому вкладывает

в ладошки свои ладони, при этом он приговаривает: «Я по горенке иду,

колечко несу. Угадайте-ка, ребята, где золото упало?» Одному из игроков

ведущий незаметно кладет в руки кольцо. Потом отходит на несколько шагов

от лавки и произносит нараспев слова:

Колечко, колечко,

Выйди на крылечко!

Кто с крылечка сойдет,

Тот колечко найдѐт!

Задача игрока, у которого в руках колечко, — вскочить с лавки и убежать, а

дети, сидящие рядом, должны догадаться, у кого оно спрятано, и

постараться, придерживая руками, не пустить этого игрока. Если игроку с

кольцом не удаѐтся убежать, он возвращает кольцо ведущему. А если сумеет

убежать, то становится новым ведущим и продолжает игру.

Вариант 2.

Дети образуют тесный круг. В нем девочка Галя. Ведущий незаметно дает

кому-то из детей колечко. Дети говорят слова, показывая перед собой руки с

зажатыми кулачками:

Галя по садочку ходила

И маленькое колечко обронила.

Ходит по саду, гуляет

И маленькое колечко шукает.

Не грусти, Галя, серденько,

Мы нашли твое колечко

В саду, у малины,

Под зеленым листом калины.

В начало

 

Обсуждение закрыто.