2 этап «Казак никогда не унывает, и на войне, и в походе песни играет!»

2 этап «Казак никогда не унывает, и на войне, и в походе песни играет!» (история, фольклор, творчество, культура, традиции)

1. Мастер-класс для педагогов «Традиции и культура донского казачества. Донской казачий фольклор.»

Фольклор переводится с английского, как «народная мудрость» — устное словесное и музыкальное народное творчество. В это понятие входят: потешки, пестушки, сказки, поговорки, песни, пляски, обряды, ремесла.           Знакомя детей с донским фольклором, мы стараемся, чтобы казачьи праздники прочно вошли в жизнь детского сада. Ведь, приобщая детей к народному творчеству, мы тем самым приобщаем их к истории донского казачества, к нравственным общечеловеческим ценностям, которых так не хватает в наше неспокойное время. В детском саду прошел мастер-класс для педагогов «Традиции и культура донского казачества. Донской казачий фольклор.» Для того, чтобы мы — педагоги, окружающие взрослые должны создать благоприятные условия для приобщения детей к богатствам национальной культуры, окружающей среды и природы.

 

 

 

 

2. Родительский лекторий: «Традиции семейного воспитания казаков. Казачьи семейные устои».

В семье казаки видят святыню брака и основу казачьего общества. Патриархальный уклад казачьей семьи сохранялся на протяжении нескольких веков. В казачьей семье главой является отец, который готов в любой момент защитить родных, Отечество, православную веру. Дерзость со стороны младшего поколения считается недопустимой, а поступки взрослых воспринимаются как образец, на который должны ориентироваться дети. В воспитании подрастающего поколения можно выделить:

  • Прививание трудолюбия, честного несения воинской службы, порядочности. В три года мальчиков сажали на коней; в пять лет они играли в войну, сражаясь на саблях, стреляя из лука; в семь лет дети приобщались к посильной домашней работе. Мальчики ухаживали за скотом, девочки работали по дому и огороду; в десять лет казакам разрешалось посещать казачий Круг, чтобы перенимать традиции старшего поколения.
  • Учение добру, благожелательности. Главной задачей являлось показать детям  привлекательность добра и привить отвращение к злу, поэтому детей ставили в ситуации, когда нужно было отличить истинную правду от ложной, геройство от трусости.
  • Формирование способности давать правильную оценку жизненной ситуации. Казаки считали, что в основе всех явлений, событий, происшествий лежат конфликты, поэтому молодёжь обязана была поступать таким образом, чтобы во всём сохранялся лад и порядок
  • Учение послушанию. Честные люди вырастают из послушных, а из непослушных – обманщики, воры, насильники.
  • Считалось, что завистливый человек не чуждается ни воровства, ни ножа, ни топора. Родителями активно прививалось почитание предыдущих поколений – близкое родство почиталось до пятого колена.
  • Формирование представления о женской чести у девочек-казачек. Семейные обязанности в замужестве лежали тяжёлым бременем на плечах казачки, а когда мужчины покидали дом из-за службы, женщины должны были выполнять и мужскую работу. В детском саду № 8 прошел родительский лекторий на тему казачьих семейных традиций, а маленькие казачата старшей группы показали открытое занятие на тему «Семейные ценности казаков»

 

 

 

3. Внеклассное мероприятие  «Казачья весна на Дону»

Весна — любимое время года у казаков, особенно у маленьких казачат. Вот и у наших казачат в средней группы прошёл долгожданный праздник «Казачья весна». Дети с большим удовольствием читали стихи, посвященные народному празднику, пели песни, водили хороводы, танцевали и играли в казачьи традиционные игры. Не обошлось без сюрпризных моментов, в гости к ребятам пришла Казачка-матушка и Весна. Праздник очень понравился детям, несомненно он принес радость и хорошее настроение, ну и конечно угощение для ребят.

 

 

 

 

4. Тематическая выставка «Бессмертный казачий полк»

Маленьких казачат из детского сада «Лазорик» посетил атаман ХКО «Островское» Бандовкин А.С. В детсокм саду была организована тематическая выставка (стена памяти) «Бессмертный казачий полк» в рамках Всероссийской акции «Бессмертный полк». Алексей Сергеевич рассказал также и о самых знаменитых казаках и их подвигах, ну а ребята, в свою очередь поведали о своих прадедах и их подвигах, около стены Памяти в образовательном учреждении. Завершилось мероприятие минутой молчания.

 

 

 

 

 

5. Флэш-моб «Казак никогда не унывает, и на войне и в походе песни играет». Песня «Бравый атаман»

Казачьи песни — явление в своём роде уникальное. Появиться они могли только на южных русских равнинах, где веками шли пограничные войны, сталкивались различные народы и культуры. Здесь русская песенная традиция обогатилась и развивалась, приобретая особое звучание и неповторимые черты. Казачью песню всегда узнают по необыкновенному, нигде больше не встречающемуся многоголосью. Даже когда поёт один-единственный казак, голос его звучит так, будто подпевают ему несколько. Отражается в казачьих песнях и сама степь, её бескрайнее величие и беспредельная свобода. Стоит заслышать казачье пение, как возникает перед мысленным взором бескрайняя даль, а звучный голос певчего будто уносится вперёд вместе с ветром.
Песни казаков имеют немалое историческое и культурное значение. Они, как летопись, хранят память о сражениях и походах. Пели их люди, горячо любившие свою землю, готовые служить Родине и защищать её от любых врагов, сколько бы их ни было числом. Поэтому в них так силён дух, так тверда воля. Нет в них жажды наживы, злой жадности завоевателей. Только удаль и братство, верность долгу и беспощадность к врагам.
Немало казачьих песен посвящены любви к Родине, родной земле. Её казаки всегда бережно хранили, как и свой быт и традиции. Поэтому поют они о родных местах с удивительным чувством единения, не оставляющим сомнений в том, что казаку близко и дорого.  В нашем детском саду прошел флэшмоб, посвященный донской казачьей песне.Мы представляем вашему вниманию казачью песню «Бравый атаман».

 

 

 

 

6. Киномарафон. Просмотр и обсуждение художественного фильма о казаках и казачестве.  Советский короткометражный художественный фильм режиссёра Владимира Фетина «Жеребенок».

С целью казачьего воспитания дошкольников в старшей  группе детского сада прошло тематическое занятие, посвященное 24 мая – дню рождения знаменитого писателя, нашего земляка Михаила Александровича Шолохова. С большим интересом ребята узнали о жизни и творчестве писателя, посмотрели презентацию и отрывки из фильма «Беседа Михаила Александровича Шолохова с корреспондентами Центрального телевидения», снятого в апреле 1975 года в станице Вёшенской. Воспитанники детского сада просмотрели виртуальный альбом с семейными фотографиями писателя, произведениями М.А. Шолохова, услышали и обсудили отрывок из рассказа «Жеребенок», ну а затем просмотрели фильм на экране.Проведенное тематическое мероприятие расширило литературный кругозор детей, способствовало формированию любви к родному Донскому краю.

Обсуждение закрыто.