Образование детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и инвалидностью в МБ ДОУ № 8
Уважаемые родители!
Предлагаем вашему вниманию информацию об организации в нашем детском саду процесса обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья.
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» определяет обучающихся с ограниченными возможностями здоровья как физических лиц, имеющих недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтверждённые заключением психолого-медико-педагогической комиссии и препятствующие получению образования без создания специальных условий. Получение заключения ПМПК – важнейший этап в подтверждении статуса ребёнка с ОВЗ.
Дети с ОВЗ — это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания, то есть это дети в возрасте до 18 лет, не признанные в установленном порядке детьми-инвалидами, но имеющие временные или постоянные отклонения в физическом или психическом развитии и нуждающиеся в создании специальных условий для обучения и воспитания. Дети с ограниченными возможностями здоровья – это определенная группа, требующая особого внимания и подхода к воспитанию.
Получение детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах деятельности.
В нашем детском саду функционируют группы компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи от 4 до 7 лет.
Содержание образования организовывается в соответствии с Адаптированной основной образовательной программой дошкольного образования для детей от 4 до 7 лет, имеющих тяжелые нарушения речи, с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей, обеспечивая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию. Ребенок-инвалид получает образование в соответствии с АОП для детей с ЗПР и ИПРА.
Коррекционная помощь воспитанникам с ОВЗ оказывается следующими специалистами: педагогом-психологом, учителями-логопедами, воспитателями, музыкальными руководителями, инструктором по физической культуре.
В МБ ДОУ № 8 функционирует психолого-педагогический консилиум, который осуществляет деятельность в соответствии с Уставом ДОУ и положением, утвержденным руководителем.
Обеспечение доступа в здания образовательной организации инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья |
||
Имеется пандус при входе в здание в рабочем состоянии.
Имеется кнопка вызова (звонок) для инвалидов и соответствующий знак. |
||
№ п/п | Показатели условий организации обучения и воспитания обучающихся с ОВЗ | Условия организации обучения и воспитания обучающихся с ОВЗ |
1. | Наличие обучающихся с ОВЗ/
инвалидов |
В 2021 – 2022 уч. году в МБ ДОУ №8 – 60 воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, имеющие тяжелые нарушения речи /
1 ребенок инвалид |
2. | Использование специальных учебных пособий и дидактических материалов | В ДОУ используются специальные учебные пособия и дидактические материалы по коррекции речевого развития воспитанников. |
3. | Использование специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования | В ДОУ нет обучающихся с ОВЗ, которым необходимы специальные технические средства обучения коллективного и индивидуального пользования. |
4. | Предоставление специальных технических средств обучения индивидуального пользования в постоянное пользование | В ДОУ нет обучающихся с ОВЗ, которым необходимы специальные технические средства обучения индивидуального пользования в постоянное пользование. |
5 | Проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий | Групповые и индивидуальные коррекционные занятия с детьми с ТНР ежедневно проводятся учителями – логопедами, педагогом-психологом в соответствии с АООП МБ ДОУ № 8 и индивидуальными маршрутами развития.
С ребенком-инвалидом индивидуальные коррекционные занятия проводятся в соответствии с АОП для детей с ЗПР и ИПРА. |
6. | Обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, для обучающихся с ОВЗ. | В ДОУ нет обучающихся с ОВЗ, которым требуются специально созданные условия для доступа в здание. |
7 | Оказание психологической и другой консультативной помощи обучающимся с ОВЗ. | Исходя из индивидуальных потребностей обучающихся с ОВЗ (тяжелое нарушение речи) ребенка- инвалида и оказывается индивидуальное сопровождение воспитанников и родителей, консультирование родителей. |
8. | Предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь. | В ДОУ нет обучающихся с ОВЗ, которые нуждаются в услугах ассистента (помощника), оказывающего необходимую техническую помощь. |
Наличие оборудованных учебных кабинетов, объектов для проведения практических занятий, библиотек, объектов спорта, средств обучения и воспитания, в том числе приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья | ||
Сведения об оборудованных учебных кабинетах |
||
Групповые комнаты | Оборудованы групповые комнаты, включающие игровую, познавательную, обеденную зоны. Используются по прямому назначению для осуществления повседневной воспитательно-образовательной работы с детьми. При создании предметно-развивающей среды воспитатели учитывают возрастные, индивидуальные особенности воспитанников, в том числе и детей с инвалидностью и ОВЗ. Группы постепенно пополняются современным игровым оборудованием, современными информационными стендами, оснащены телевизорами, интерактивными досками. | |
Музыкальный зал | В нем проводятся музыкальные занятия, культурно-массовые мероприятия, праздники и утренники. Оснащен музыкальными инструментами, дидактическими материалами, играми, аудио-пособиями, учебно-методической литературой. Имеется телевизор, интерактивная доска, аудиосистема, фортепиано, музыкальный центр. | |
Кабинеты специалистов:
* Педагога-психолога
* Учителя-логопеда |
В этих кабинетах проводятся подгрупповые и индивидуальные коррекционно-развивающие занятия с воспитанниками, в том числе с детьми с инвалидностью и ОВЗ, консультирование родителей и воспитателей.
Оснащены телевизором, компьютером, ноутбуком, интерактивной доской, методическим материалом, игровым оборудованием, необходимым инструментарием для индивидуальных занятий, дидактическими пособиями. |
|
Сенсорная комната | Это комната-доктор, которая используется как одно из средств коррекционно-развивающей работы, способствует укреплению психического и физического здоровья. В ней проводятся индивидуальные и подгрупповые занятия с детьми от трёх до семи (восьми) лет. Сенсорная комната оснащена современным оборудованием. | |
ИЗО студия | Изостудия оснащена ноутбуком, телевизором, столами, достаточным количеством посадочных мест, есть магнитная доска, мольберты, мебельная стенка для хранения материала. | |
Спортивный зал | Здесь проводятся физкультурные занятия, соревнования и оздоровительные мероприятия. | |
Спортивная площадка | На спортивной площадке резиновое безопасное покрытие, а также имеется оборудование: футбольные ворота, баскетбольные кольца, сетка для волейбола, оборудована яма для прыжков, размечена беговая дорожка. Оборудована также площадка для спортивных игр (городки, кольцебросы, стрельба из лука и др.). Летом устанавливается каркасный бассейн с водной горкой | |
Условия питания обучающихся, в том числе инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья | ||
Медицинский кабинет | Включает в себя приемную, изолятор. Здесь медицинский персонал оказывает медицинские услуги заболевшим детям. | |
Оздоровительно-профилактический комплекс | Медицинский кабинет, спортивные уголки в группах; прогулочные игровые площадки. | |
Сведения о библиотеках | мини библиотеки в групповых ячейках ДОУ | |
Доступ к информационным системам и информационно-коммуникативным сетям
|
Доступ к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям, в том числе приспособленным для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Информационная база МБДОУ оснащена: электронной почтой; выходом в Интернет; разработан и действует сайт МБДОУ. Доступ в Интернет имеют администрация и сотрудники ДОУ; доступ воспитанников в Интернет не осуществляется |
Ноутбук — 7 шт. Компьютер — 5 шт.МФУ — 1 шт.
Принтер — 4 шт. Ксерокс — 3 шт. Интерактивная панель — 1 шт. Интерактивная доска — 5 шт. Мультимедийный проектор -5 шт. Телевизор — 8 шт. Музыкальный центр — 4 шт. магнитола — 2шт. Фотоаппарат — 1 шт.
|
— Специально оборудованные учебные кабинеты
— Специальные условия охраны здоровья
- Информационно-методические материалы для родителей и специалистов
Нормативно-правовая база по образованию детей с ОВЗ и детей-инвалидов
Федеральный уровень
- Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013г. № 1155) https://minobr.donland.ru/documents/34244/
- Приказ Минобрнауки России Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам — образовательным программам дошкольного образования(от 30.08.2013 г. № 1014) https://minobr.donland.ru/documents/34243/
- санитарные правила СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»
- Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 31.07.2015 № 528н «Об утверждении Порядка разработки и реализации индивидуальной программы реабилитации или абилитации инвалида, индивидуальной программы реабилитации или абилитации ребенка-инвалида, выдаваемых федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, и их форм» http://base.garant.ru/71169212/
- Письмо Министерство образования и науки Российской Федерации «О коррекционном и инклюзивном образовании детей» от 7 июня 2013 года № ИР-535/07
- Государственная программа «Доступная среда» на 2011-2020 годы http://docs.cntd.ru/document/420319730
- Приказ Минобрнауки России от 09.11.2015 N 1309 «Об утверждении Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи» http://docs.cntd.ru/document/420320115
- Письмо Минобрнауки РФ от 12.02.2016 № ВК-270/07 «Об обеспечении условий доступности для инвалидов объектов и услуг в сфере образования» http://docs.cntd.ru/document/420347723
- Примерные адаптированные основные общеобразовательные программы дошкольного образования, одобренные решением федерального учебно- методического объединения по общему образованию от 22.12.2015 протокол №4/15(сайт fgosreestr.ru)
- Распоряжение Министерства просвещения РФ от 9 сентября 2019 г. N Р-93 «Об утверждении примерного Положения о психолого-педагогическом консилиуме образовательной организации» https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/72641204/
Региональный уровень
- Постановление Правительства Ростовской области от 25.09.2013 № 585 «Об утверждении государственной программы Ростовской области «Доступная среда» http://docs.cntd.ru/document/439060881
- Постановление Правительства Ростовской области от 15.06.2017 № 438 «О внесении изменений к Постановлению от 25.09.2013 № 585» http://docs.cntd.ru/document/450240762
- Постановление Правительства Ростовской области от 11.11.2015 № 71 «Об утверждении плана мероприятий («дорожной карты») «Повышение значений показателей доступности для инвалидов объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и предоставляемых услуг в установленных сферах деятельности на 2016-2020 годы» http://docs.cntd.ru/document/430656386
- Постановление «Об утверждении Порядка регламентации и оформления отношений государственной и муниципальной образовательной организации Ростовской области и родителей (законных представителей) обучающихся, нуждающихся в длительном лечении, в том числе детей-инвалидов, в части организации обучения по основным общеобразовательным программам на дому или в медицинских организациях» https://minobr.donland.ru/documents/active/34258/
Локальные акты дошкольного учреждения
-
Положение о группе компенсирующей направленности для детей с нарушениями речевого развития
-
Положение о системе оценки индивидуального развития детей МБ ДОУ № 8 в соответствии с ФГОС ДО
С нормативно-методической документацией можно ознакомиться также на официальном сайте Министерства образования Ростовской области в разделе «Дошкольное образование детей с ОВЗ и инвалидностью» — https://minobr.donland.ru/activity/9346/